Кто такие маркетмейкеры и как они работают на валютном и фондовом рынках

Кто такие маркетмейкеры и как они работают на валютном и фондовом рынках

Финансовая сфера деятельности представляет собой закрытую и достаточно сложную экосистему, в которой есть свои участники, действуют определенные правила и регулярно происходят взаимосвязанные между собой процессы.

Темой нашей статьи является такое понятие, как маркетмейкер. Сегодня мы поговорим о том, кто это такие, в каких операциях они принимают участие и какие функции выполняют. Дополнительно мы приведём пример деятельности такого участника и расскажем, какие имена крупнейших маркетмейкеров наиболее известны на фондовом и валютном рынках не только в России, но и за рубежом.

Кто такой маркетмейкер?

Условно все участники международного финансового рынка делятся на две крупных группы. В первое объединение входят так называемые маркетмейкеры (англ. создатели рынка), то есть крупные фирмы и банки, во второе входят маркетюзеры – частные инвесторы и небольшие банки.

Для определения термина маркетмейкер следует обратиться к более подробной характеристике таких участников. Они более активны, самостоятельно диктуют цены, способны устанавливать цены на бумаги и другие продукты рынка, а также манипулировать имеющимися в их распоряжении внушительными активами, в том числе и денежными средствами.

Именно маркетмейкеры ежедневно производят огромное количество сделок, тем самым обеспечивая ликвидность торговых инструментов и оказывая влияние на общую конъюнктуру фондового рынка.

Если говорить простым и понятным для многих языком, то маркетмейкеры – это свободные биржевые игроки, диктующие свои условия остальным участникам торгов. Если же обратиться к определению термина, то маркетмейкер – это некая фирма-брокер, которая скупает и в дальнейшем хранит, пользуется и реализует активы (ценные бумаги, валюту). Именно в этом качестве маркетмейкеры поддерживают ликвидность торгов и выступают как самостоятельные участники.

Основные функции маркетмейкера на фондовом и валютном рынках

Для проведения торгов на фондовом рынке каждому участнику важно иметь представление о действующих ценах на активы (или о так называемых котировках) и иметь понимание термина ликвидности, который и выступает гарантом при определении объема совершаемой сделки.

Именно эти два понятия выступают определяющими при формировании рыночных отношений. Что касается маркетмейкера, то именно этот участник в полной мере располагает всеми необходимыми данными для проведения той или иной операции. Разумеется, у такого биржевого игрока есть свои функции, исполнение которых чрезвычайно важно. Речь идет о таких моментах:

  1. Маркетмейкер накапливает, изучает и сводит в одну таблицу все заявки, поступающие от остальных участников при покупке и продаже ценных бумаг. В результате у него получается «книга специалиста», которая и становится основой для проведения торгов.
  2. Этот специалист зарабатывает на спреде – разнице между ценами на покупку и продажу активов.
  3. Участник продает и покупает акции для последующего получения прибыли.
  4. Маркемейкер может участвовать в формировании негативных или позитивных тенденций для остальных участников рынка.

Кроме функций с последующим получением выгоды, маркетмейкеру иногда приходится покупать убыточные ценные бумаги, чтобы нивелировать имеющее место быть нарушение баланса спроса и предложений.

Принципы работы маркетмейкеров

Существуют определенные принципы работы маркетмейкера, которых он должен и обязан придерживаться. При объявлении котировок маркетмейкер не может открывать специальные торговые счета и изменять параметры уже проданной котировки.

В течение одной торговой сессии специалист может использовать тайм-аут, который не предусмотрен для других участников рынка. Кроме того, к профи предъявляются требования, которые заранее определяются спецификациями по поддержанию минимального размера спреда.

Следует отметить, что существует два типа маркетмейкеров: ордертейкеры и ордермейкеры. Первый специалисты исполняют заявки, поступающие от трейдеров, получая таким образом дополнительную прибыль, а вторые – отслеживают стоимость определённой акции и выполняют прогнозирование в рамках конкретной ситуации.

Крупнейшие маркетмейкеры на фондовом рынке (в России и за рубежом)

Если обратиться к российскому фондовому рынку, то маркетмейкерами здесь являются дилеры, люди или организации, оформившие специальную лицензию и фактически наделенные полномочиями дилера. Для получения прав и функций маркетмейкера такой участник обязан заключить официальное дополнительное соглашение с биржей.

Что касается прямых обязанностей, то речь идёт об использовании определённых финансовых инструментов и регулировании размеров спреда.

В отношении валютного рынка (например, форекса), основными маркетмейкерами выступают крупные банки, которые регулируют котировки валютных единиц и определяют приемлемые цены на валюту. В качестве примера приведём список наиболее известных маркетмейкеров и их трейдерских оборотов:

  • Deutsche Bank – 19,3%
  • UBS – 14,85%
  • Citi – 9%
  • Royal Bank of Scotland – 8,9%
  • Barclays Capital – 8,8%
  • Bank of America – 5,29%
  • HSBC – 4,36%
  • Goldman Sachs – 4,14%
  • JP Morgan – 3,33%
  • Morgan Stanley – 2,86%

При работе на фондовом российском рынке, участники торгов в большинстве случаев сталкиваются именно с этими компаниями и банками.

Пример работы маркетмейкера: обороты, доходность

Чтобы понять, как работает маркетмейкер, следует обратить внимание на практический пример. Рассмотрим ситуацию, в которой продавец готов реализовать свои акции за 500 рублей, а покупатель не готов оплатить больше, чем 400 рублей. В такой ситуации покупка может не состояться, если стороны не достигнут соглашения.

Чтобы достигнуть договоренности, участники обращаются к маркетмейкеру, поскольку он может дать объективную оценку стоимости товара. В итоге эксперт говорит, что оптимальная цена для покупки 550 рублей, а для продажи 480 рублей. В итоге маркетмейкер приобретает акции по 480 рублей и сразу же продает их по 550 рублей, в результате чего, его прибыль составит 70 рублей.

Если говорить о конкретных примерах, то можно привести ряд случаев, когда маркетмейкер смог заработать крупную сумму денег за кратчайший период времени:

  • Стенли Фримен Дракенмиллер выбросил на фондовом рынке порядка 5 млрд. фунтов стерлингов и в результате заработал для фонда Сороса миллиард долларов за сутки;
  • Энди Кригер, при помощи опционов на 40 млн долларов смог изменить курс новозеландского доллара на 5%. В итоге его заработок составил 300 млн долларов за сутки.

Заключение

Подводя небольшие итоги можно сказать, что маркетмейкер, по сути, выступает на фондовом рынке третейским судьей и регулирует торги, используя собственные активы и доступные финансовые инструменты.

   

avatar
новые старые популярные
Павел
Участник

Прочитал, спасибо, интересно.
Сделал для себя вывод: маркетмейкеры — профессиональные мошенники и спекулянты.

Владислав Ницак
Участник

Вы сделали неверный вывод, в основе которого ваши неверные представления из-за ущербного финансового рынка в России — у нас, к сожалению, действительно никого, кроме жуликов и спекулянтов уже и не осталось.
Но вообще-то, в нормальных странах на финансовом рынке работают инвесторы, а не мошенники. И маркетмейкеры — это наиболее профессиональная часть сообщества финансовых рынков.

Светлана Громова
Гость

У нас на городской рынок когда приходишь, так ощущение складывается, что вокруг тебя окружают сплошь одни маркетмейкеры — все так и норовят обсчитать или обвесить. Профессионалы!